В чем заключается специфика долевого страхования жизни? И почему необходимо, чтобы в России было конкретизировано правовое регулирование этого вида страхования?
Страхование жизни остается одной из самых актуальных тем страховой отрасли последних лет. Потенциал у этого рынка довольно большой, и его реализация идет хорошими темпами. Так, по данным статистики ЦБ РФ за 1 полугодие 2017 сборы составили 141 млрд рублей, что сделало страхование жизни лидером среди других видов страхования.
Поддержание активного роста этого рынка сегодня выгодно не только страховщикам, но и государству в целом, поскольку данная отрасль может стать дополнительным источником инвестиционных средств. Мировая практика этот тезис подтверждает многими успешными примерами. Для ускорения процесса необходимы новые стимулы и инструменты, обсуждение которых давно идет не только в среде отраслевых институтов, но и на уровне регулятора рынка и законодательных структур. Очередная инициатива в рамках данной дискуссии принадлежит Центробанку РФ и опубликована в докладе «Предложения по развитию страхования жизни». Регулятор предлагает ввести новый инструмент — долевое страхование жизни (ДСЖ), чтобы прилечь клиентов высокой доходностью, дать страховым компаниям больше возможностей для управления вложениями, а также обеспечить приток инвестиций физических лиц. Насколько новый вид страхования способен оправдать возложенные на него надежды?
Долевое страхование жизни предполагает, что часть инвестиционного риска перекладывается на клиента. Это позволяет страховщикам снять с себя бремя стопроцентной гарантии возврата вложенных средств, как это сейчас предполагают программы инвестиционного страхования жизни (ИСЖ), и вкладывать средства клиентов в более рисковые инструменты, а также более прицельно управлять механизмами инвестирования.
Держателям полисов ДСЖ такой подход сулит возможности получения гораздо более высокого дохода, что весьма актуально, учитывая, как сдают свои позиции депозиты и другие низкорисковые программы вкладов. ДСЖ – это далеко не консервативный инструмент, соответственно, в случае негативного сценария клиент не только не получит доход, но и рискует потерять часть вложенных средств. Но если оценивать ДСЖ с точки зрения одного из нескольких инструментов в портфеле клиента, то такая программа может оказаться весьма эффективной в перспективе и принести максимум дохода. Кроме того, ДСЖ, так же как и инвестиционное страхование жизни, предполагает налоговые и правовые привилегии. Депозиты, например, всего этого не дают. Долевое страхование жизни подразумевает большую гибкость в выборе стратегий инвестирования, а также более широкие возможности получения прибыли. Кроме того, оно предполагает достаточно низкую сумму входа. Это сравнительно непростой инвестиционный инструмент, он сложнее, чем те, что сейчас доступны розничным клиентам. Соответственно, ДСЖ требует определенного уровня страховой культуры и финансовой грамотности. Именно это ограничение на сегодняшний день является ключевым для формирования стабильного спроса на данный продукт со стороны клиентов-физлиц.